Дайте ребенку шанс родиться здоровым и талантливым

ru


Тюменские новости

Под музыку рождения

Тюменские новостиСовременное образование не стоит на месте, постоянно появляются новые технологии и методики, которые получают государственную поддержку.  Мне представилась уникальная возможность познакомиться с автором одной из таких методик, основателем сонатал-педагогики - Михаилом Львовичем Лазаревым, действительным членом Академии педагогических и социальных наук, доктором медицинских наук, кандидатом психологических наук, профессором, руководителем лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Росздрава.

Незабываемое впечатление от встречи с Михаилом Лазаревым - его шикарный, «поставленный» певческий голос. Этого статного мужчину проще представить выступающим на сцене оперного театра, чем поющего песенки в детском саду. А ведь именно этим он и занимается в течение многих лет. Хотя на самом деле за внешней простотой его деятельности - глубокая научная работа, пошатнувшая основы отечественной психологии и педагогики. Но все началось с музыки…

По первому образованию Михаил Львович действительно музыкант, дирижер-хоровик. Музыка играет огромную роль и в его работах. Но тогда, будучи молодым, он решил связать свою жизнь с медициной. Выучился сначала на хирурга, но скальпель пришлось отложить, когда у молодого врача обнаружилась аллергия на новокаин. Переквалифицировавшись в педиатра, Михаил Львович посвятил себя ребятишкам, больным астмой. Уже на этом этапе он начал проявлять нестандартные подходы. Несмотря на то, что, по большому счету, у терапевта и педиатра не хватает времени на профилактику, Лазарев решил обратить внимание на оздоровление часто болеющих деток. «Я стал бегать с ними по утрам. Забавно это выглядело, конечно: как утка с утятами, - вспоминает ученый. - Но я начал снижать заболеваемость на участке!». В 1983 году он открыл астма-школу - первую в России. К нему приходили детки, на которых другие врачи ставили крест. Астма - трудноизлечимое заболевание, с помощью лекарств можно только снять приступ, но не избавиться от причин болезни. Тогда Михаил Львович решил: нужно применять совершенно другие подходы. Одним из достижений было создание детского духового оркестра, для которого музыку писал сам врач. Но это были не просто мелодии: он просчитывал число вдохов в каждой музыкальной фразе - получалась скрытая гимнастика.

- Я не играю в музыкотерапию. Это неинтересное для меня направление. Ну что это такое, когда вам говорят: «Вы слушаете Моцарта или Бетховена и испытываете то-то и то…» Это очень спорно, музыка - это вам не таблетка. Для меня, например, «Лебединое озеро» - это похороны Брежнева. У другого будут свершено другие ассоциации и воспоминания, а, следовательно, - другие ощущения. И так по каждой пьесе. Я думал о другом: музыку сделать гимнастикой, - рассказывает Лазарев.

Образовательная составляющая появилась в его работе благодаря беременным мамочкам, которые приводили к Лазареву своих деток-астматиков.

- Если у мамы аллергия, у первого ребенка аллергия, то в 45-50 процентах случаев и у второго ребенка тоже будет аллергия, это научно доказанный факт, - объясняет врач. - Я решил, что беременным можно тоже предложить дыхательную гимнастику - в качестве профилактики.

И мамы стали вместе с детьми играть в духовом оркестре, петь. Даже поставили детскую оперу. Это дало сильнейший резонанс: многие из них, родив малышей, утверждали, что те по-особому реагируют на музыку, более чутко.  Детей проверили, оказалось, они существенно опережают развитие, по всем параметрам у них отличное здоровье, они раньше начинают сидеть, говорить…

Михаил Лазарев придумал особую систему общения с еще не родившимся ребенком, основной элемент которой - музыка. Этот метод получил название «Сонатал» (от лат. sonus - звук, natal - рожденный). Ученый не считает себя пионером в этой области - многие зарубежные врачи исследовали способы дородового общения. Другое дело, что Лазарев считает свою методику не столько медицинской, сколько образовательной. Теория перинатальной личности, лежащая в основе методики Михаила Львовича, утверждает, что ребенок в животике у мамы - не «плод», не аморфная субстанция, а развивающийся человек, следовательно, уже на этом этапе нужно давать ему знания о мире.  Понятно, что с физикой или математикой таких деток знакомить еще рановато. Но вот, допустим, во время беременности мама поет ребенку песню о мячике, делает при этом подпрыгивающие движения. Когда малыш родится, у него уже будет некое зачаточное представление об этом мячике, которое останется только подтвердить зрительным образом. Чем не образование?

Критики в адрес своей программы «продвинутый» доктор выслушал немало, особенно от московских корифеев медицины. Некоторые акушеры категорически отказывались признавать, что из нее будет хоть какой-то толк, и это несмотря на массу исследований, доказывающих обратное! А вот провинция восприняла «лазаревские» методы на «ура». В частности, в Набережных Челнах по программе «Сонатал» со временем стали заниматься до 70 процентов беременных. Результаты были потрясающие: резко снизилась младенческая смертность, повысилось грудное вскармливание, в три раза упало количество соматических заболеваний у «лазаревских» малышей.

Результаты, конечно, радовали, но ведь с родившимися малышами тоже надо было что-то делать. «Если вы возьмете беременную женщину, подурите ей голову, она попоет песенки, попрыгает, а когда ребенок родится, все это отмените, то не надо было и начинать», - считает автор метода. Кроме того, мамы жаловались на то, что их грудным ребятишкам катастрофически не хватает песенок. Пришлось создать новый жанр - музыка материнства и детства. Не стоит путать его с песнями Шаинского и прочих знаменитых детских композиторов. По мнению Лазарева, «Пусть бегут неуклюже» и «От улыбки в небе радуга проснется» - музыка для более старшего возраста, а грудничкам необходимо то, что в фольклоре называется потешками и прибаутками. Как выяснилось, этот пласт культуры недостаточно разработан. Михаил Львович «прошерстил» все русское народное творчество, взял из него самое лучшее.

- Не все из русского фольклора и классики можно использовать в детской педагогике, - считает ученый. - Нужно внимательно относиться к текстам песен. Вот, например: «Придет серенький волчок, он укусит за бочок». Разве можно такие кошмары детям на ночь петь? Возьмем Лермонтова: «Злой чечен ползет на берег». Это гениальные стихи, но ребенок, которому в детстве рассказали, что чечен - злой и с ножом, никогда не будет с чеченом дружить. Такой «патриотизм» - вредная вещь. Кроме того, основные реалии фольклора - это козочки и зайчики. А современные дети должны знать, к примеру, что такое автомобиль.

Тогда Лазарев взялся и написал сам множество песен для грудничков. Итог работы - музыкальные диски общей длительностью в 18 часов, притом что каждая песня длится не более 30 секунд.

Следующим шагом стало создание методики раннего развития. Трудности начались, когда для малышей, взращенных «лазаревским» методом в Набережных Челнах, пришло время идти в детский сад. Как ни грустно это признавать, но современная система дошкольного, да и школьного образования полностью противопоставлена теории Лазарева. Ребенку не дают в полной мере отреагировать на получаемые знания, заставляя сидеть и молчать, в то время как ему хочется высказать какие-то эмоции, «ответить» телесно. Таким образом, нарушается ведущий механизм «стимул-ответ». Вообще-то, нарушается он еще тогда, когда ребенок находится в животе у мамы, если она никак не реагирует на его желание пообщаться - толчки. Это приводит к тому, что множество детей рождаются незрелыми. В дальнейшем эта функциональная, эмоциональная, телесная незрелость усугубляется в детском саду и школе. Все это влечет за собой многочисленные соматические заболевания, а также и другие проблемы - погружение в виртуальный мир, пристрастие к алкоголю, наркотикам и прочее.

Итак, если с ребенком до рождения занимаются по методу Лазарева, стимулируя его развитие, то после рождения, в детском саду и школе, эти занятия необходимо продолжить, и, следовательно,встроить эту новую технологию в общее образовательное поле. Так появилась программа «Интоника» для малышей до двух лет, «Здравствуй!» для дошкольников и «Цветок здоровья» для младших школьников. В их основе - технология цветомузыкальной гимнастики. В песнях дети знакомятся с окружающим миром, растениями и животными, вещами и предметами, учатся эмоционально выражать себя, двигаться, заботиться о своем здоровье и многое другое. Лазарев считает, что образовательная деятельность должна быть обеспечена адекватным чувственным, образным и телесным сопереживанием ребенка, важен индивидуальный подход к каждому ребенку и правильная мотивация, во время обучения ребенок должен освоить полоролевые функции, а также научиться брать на себя ответственность.

Для того чтобы эти программы увидели свет, автору пришлось немало потрудиться: ведь писать-то надо было не медицинские статьи и научные рекомендации, а педагогические пособия. Но все удалось, со временем эти программы получили грифы, необходимые для того, чтобы внедрять их в детских садах и школах. Сейчас тысячи садиков по всей стране используют методику Лазарева, есть такие и у нас, в Тюмени. Более того, программы переданы на рассмотрение в правительство Российской Федерации. «Административный ресурс может творить чудеса» - считает Михаил Львович. Сейчас он борется за то, чтобы дородовое образование стало таким же бесплатным, как дошкольное, среднее и высшее. Почему нет?

И, раз уж мы начали этот разговор с музыки, ею и закончим.

- То, что сейчас в музыкальных школах делают с детьми - это форменное насилие, - утверждает Лазарев. - Заниматься музыкой в них - не детское занятие. Выдерживает только один процент из ста. Именно из них вырастают Спиваковы… Но на самом деле талантливых детей гораздо больше. Нужно только учить музыке их по-другому. Это и будет одним из моих следующих проектов.

 

Ирина СЫСОЕВА
Фото Ольги Зайцевой

Опубликовано в газете «Тюменские ведомости» № 2 (22-28 января 2009 г.)